Я не я. Как подтвердить данные в договоре с оператором связи
Кратко
Данные не получится обновить, если ваш номер зарегистрирован на другого человека. Чтобы продолжить пользоваться номером, нужно сменить его владельца
В последнее время многие пользователи сотовой связи получили от оператора сообщение с просьбой подтвердить свои персональные данные. При этом оператор предупреждает: если этого не сделать, то номер могут заблокировать. Законно ли это, и что делать в такой ситуации?
Зачем нужно подтверждать данные?
По закону «О связи» каждый пользователь мобильного номера должен быть идентифицирован. Для этого необходимо корректно указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес регистрации и паспортные данные. Да, при покупке сим-карты вы уже сообщали всё это оператору. Но время идёт – информация могла устареть. Кто-то поменял паспорт, кто-то фамилию, по идее все эти изменения следует сразу же сообщать оператору. Однако особой необходимости в этом не было. Также довольно распространённой является ситуация, когда при составлении договора сотрудник салона допустил ошибку, тогда информация изначально является некорректной. Сейчас пришло время все эти нестыковки устранить.
Вообще такое требование внесено в закон о связи ещё в 2018 году, и периодически абоненты получали подобные рекомендации. Но сейчас они носят массовый характер, некоторые СМИ утверждают, что это связано с грядущими проверками Роскомнадзора. Если проверка выявит нарушения, то оператор сотовой связи будет оштрафован. Самим пользователям никакое наказание не грозит, но по требованию органов власти оператор будет вынужден прекратить оказание услуг, то есть заблокировать сим-карту.
Таким образом государство борется с «серыми» сим-картами, которыми часто пользуются в мошеннических целях. Честному человеку, как говорится, скрывать и бояться нечего. Возможность дистанционной идентификации абонентов делает услуги связи прозрачнее, снижает риск кражи мобильных телефонов, а также другие возможные угрозы.
Как подтвердить данные?
- Лично в салоне связи
Самый простой и надёжный способ – лично прийти в салон сотового оператора. Предоставьте сотруднику документы. Если все данные актуальны и верны, то он подтвердит их без проблем.
- Через портал «Госуслуги»
Если у вас есть подтверждённый аккаунт на Госуслугах, то быстрее всего будет воспользоваться именно этим способом. Практически вся информация подгрузится автоматически, останется только проверить и подтвердить данные. Когда вы это сделаете, система автоматически добавит информацию в ваш профиль в личном кабинете, а вы сможете дальше пользоваться своим номером.
Для подтверждения нужно войти в личный кабинет или авторизоваться в приложении мобильного оператора. Выбрать в настройках «подтверждение» или «обновление» (могут быть варианты в зависимости от оператора) персональных данных. Выберите вариант «подтвердить через Госуслуги».
По ссылке вы попадёте на единый портал Госуслуг. Авторизуйтесь на портале, указав номер телефона, к которому привязан ваш профиль на Госуслугах, СНИЛС или адрес электронной почты. Введите пароль для входа.
Подтвердите, что вы согласны на обмен информацией между Госуслугами и сотовым оператором. Теперь система сверит данные, а вы получите уведомление, что информация обновлена, – это займёт несколько секунд.
Если данные не совпали, то вам нужно будет прийти с паспортом в любой магазин сотового оператора и подтвердить информацию лично.
- По фото и паспорту
Некоторые операторы в своих приложениях дают возможность подтвердить данные самостоятельно, без помощи Госуслуг.
Для этого нужно войти в личный кабинет на сайте оператора. Выбрать способ подтверждения «По фото и паспортным данным». Следуя подсказкам системы, сделать селфи и подождать, пока система распознает фото. Потом, также с подсказками системы, отсканировать вторую и третью страницы паспорта. Указать адрес регистрации и проверить, что все данные отображаются корректно. Подтвердить согласие на обработку персональных данных. Когда система обработает все данные, вы получите уведомление. Но если какие-то данные не сошлись или если система не смогла распознать ваше фото, то подтвердить информацию придётся лично в салоне связи.
У кого не получится подтвердить данные?
Бывает, что сим-карта оформлена на кого-то из родственников, но человек много лет пользуется ею, номер привязан к различным аккаунтам и интернет-банку. Нередко номера остаются родным после смерти близких.
Также часто родители оформляют на себя сим-карту для ребёнка. По идее после получения паспорта подросток может переоформить номер на себя.
Так вот, данные не получится обновить, если ваш номер зарегистрирован на другого человека. Чтобы продолжить пользоваться номером, нужно сменить его владельца. Для этого прежний и новый владелец должны прийти в салон с паспортами. Эта процедура, как правило, платная.
Также не получится указать вымышленные данные. Современные технологии позволяют без труда вычислять подобный подлог. У госстурктур достаточно баз данных, чтобы отличить реального пользователя от фейкового. Кстати, предложение подтвердить данные приходит пока не всем пользователям. Есть предположение, что его получают прежде всего те, у кого есть нестыковки в данных, выявленные автоматическими системами. Но точно это утверждать нельзя.