Общество

Горький дым. История продавца сигарет

Сегодня в рубрике «Испытано на себе» история молодого человека по имени Александр, который примерил на себя униформу продавца сетевого магазина. Но не простого магазина, а специализированного, где торгуют электронными сигаретами. Называют такие магазины по-заграничному «вейп-шопами» («вейп» по-английски значит электронная сигарета). Далее от первого лица.

Выглядело заманчиво

– Я работал в вейп-шопе, который относится к сетевой компании, то есть там много торговых точек в разных городах, в том числе в Новосибирске. Ассортимент магазина специфический: электронные сигареты, жидкости для них, кальяны, табак. Эту работу я нашёл не сам, а друг предложил. Мы вместе искали работу, и он сказал, что в вейп-шопе есть вакансии. Меня сразу это заинтересовало. Такое направление достаточно молодёжное, как мне казалось. Я понимал, что в таком магазине большая часть клиентов будет молодёжь. Значит, с ними проще разговаривать, общаться.

Мы с товарищем прошлись по всем магазинам этой сети, посмотрели, как работа идёт, как всё устроено, пообщались с продавцами. После этого наш интерес только усилился. Выглядело всё заманчиво и привлекательно.

Собеседование – и за прилавок

Приехали по объявлению на место работы, прошли небольшое собеседование. Там нужны некоторые первоначальные знания об электронных сигаретах и тому подобном. И необходимо пройти стажировку – три или четыре рабочих дня. Во время стажировки мы находились в магазине, нам всё объясняли, показывали. Потом мы стали сами продажи делать. В общем, на третий день ты уже должен сам всё по магазину делать. В принципе, работа несложная. Там все товары внесены в компьютерную базу, на них есть штрихкоды. Ты просто считываешь штрихкод, наименование и цена высвечивается, проводишь оплату и отдаёшь товар покупателю.Стажировка прошла нормально. После этого нас отправили по точкам. И вот здесь начались проблемы.

Точка точке рознь

Дело в том, что на обучение тебя ставят на большую точку, где работа отлажена, касса работает, как положено, клиенты дружелюбные. Вообще атмосфера шикарная. Здесь же есть место под кальяны, люди приходят просто посидеть, отдохнуть, а за одним и что-то купить. Ну а в дальнейшем тебе предстоит работать на другой точке. Причём совершенно непонятно, куда тебя могут направить. Меня, несмотря на то, что я живу в Заельцовском районе, поставили на левый берег. Магазин находился далеко от метро, то есть я два часа добирался до работы. К тому же это была точка, только что открывшаяся. И, как выяснилось, там не работал кассовый аппарат. Это был, мягко выражаясь, шок. Никогда такого не было, я с этим не сталкивался, и мне ничего об этом не говорили. То есть я не мог пробить товар по штихкоду, соответственно не видел его цену, нужно было искать её в компьютере. Впрочем, мне объяснили, что с этим делать. Нужно было работать в ручном режиме, выбивать и сохранять чеки, а потом ещё записывать всё в тетрадь. К вечеру, когда поток клиентов увеличивается, начинался ужас. Каждого нужно было обслужить, всё записать и при этом не ошибиться. Но с этим я справился, это не самое сложное.

А где автобус?

В первый рабочий день получилась такая история. Так как точка отдалённая, до метро можно добраться только на автобусе. Я заканчиваю работу, в десять ровно закрываю магазин, спешу, чтобы успеть на автобус. Прихожу на остановку, жду полчаса, жду час – автобуса нет. Понимаю, что в это время уже никакого транспорта больше не будет. Телефон почти разряжен, пять процентов осталось. Я пишу менеджеру, что транспорта нет и я не могу выбраться. Даже пешком идти не вариант, потому что я не знаю, куда идти. В это время телефон сел окончательно. Я зашёл в какой-то магазин, где мне разрешили его подзарядить. В итоге пришлось вызвать такси. Я попросил менеджера возместить мне затраты на такси, потому что ситуация произошла не по моей вине. Но он проигнорировал. И это при том, что я ещё не получал зарплату, и денег у меня практически не было.

После этого случая мне разрешили закрываться на полчаса раньше. Тогда я начал успевать на автобус. Проработал на этой точке какое-то время, потом меня перевели ближе к дому.

Казалось бы, точка получше и добираться проще, но и там как-то не складывалось. Сначала касса работала, потом перестала, и я перешёл на ручной режим. Когда касса снова заработала, мне нужно было, всё, что я записывал в тетрадь, ввести в кассу. Хотя меня никто этому не учил, я не знал, как это делать. Короче, я ничего другого не придумал, как оставить всё это своему сменщику, который выходил на следующий день.

Заработал на форму

Рабочий день длится двенадцать часов, с десяти утра до десяти вечера. Предусмотрены два перерыва по полчаса: с половины первого до часу и с половины пятого до пяти. Точка находится в торговом центре, это застеклённый павильон. Если уходишь пообедать, просто выключаешь свет и опускаешь «штору». Я работал по графику два через два.

При приёме на работу зарплату обещали приличную – тысяч тридцать. Но в реальности она оказалась значительно ниже обещанной. Дело в том, что гарантированный оклад составляет пятнадцать тысяч рублей, остальное – процент от выручки. Но как его получить, не очень понятно. В период обучения нам говорили, что кто-то зарабатывает тридцать тысяч, кто-то двадцать, но больше акцентировали внимание на тех, кто получает пятьдесят тысяч. Это, конечно, реально. Но для этого должна быть точка хорошая, раскрученная. На плохой точке много не заработаешь, максимум двадцать-двадцать пять.

У меня выручка в среднем была в полтора-два раза выше, чем раньше на этой точке. Причём я стабильно, каждый день делал такую выручку. Но заработать мне так и не удалось, я всё равно был «плохим сотрудником». К тому же мне пришлось оплатить униформу. Там так принято: с первых двух выплат снимают по три тысячи за форму, которую выдают. А форма – это обычная футболка, кофта и маска, на которых написано название компании. Явно на шесть тысяч этот набор не тянет, а у тебя удерживают это с первой зарплаты. Мне кажется, это несправедливо.

В общем, долго я там не продержался. Вся эта неразбериха с кассами, беготня, нестабильность меня не устроили. Пришлось уволиться. Больше всего меня не устраивало отношение руководства к сотрудникам. Ребята в коллективе были все дружные, все поддерживали и помогали. А вот руководство требовало каких-то невыполнимых вещей. Чувствовалось, что никто из них в шкуре продавца не был.

Резюме: Сама по себе работа продавца несложная, большой физической нагрузки нет, но именно организация труда и отношение к сотрудникам мне не понравились. Хотелось бы иметь возможность выбирать удобное для себя место работы, а не ездить к чёрту на кулички за свой счёт. Думаю, при другом отношении начальства я мог бы там работать. А так, видимо, стрессоустойчивости не хватило.

Плюсы:

Общение с покупателями.

Приятная, современная атмосфера в магазине.

Работа не тяжёлая, не пыльная, под силу каждому, кто умеет считать деньги.

Минусы:

Нет возможности выбирать место работы.

Платная форма.

Неисправные кассовые аппараты и другие «сюрпризы», усложняющие задачу.

 

Уважаемые читатели, не забывайте что электронные сигареты, не смотря на разные мнения, наносят вред здоровью. Курение вредно, какими бы «модными» словами оно ни называлось!

Майя Демочкина

фото: akamaihd.net

admin

Recent Posts

Чулымские таланты получили награды на фестивале «День Сибири»

В первом, заочном туре в конкурсе приняли участие около 400 человек и на финальный этап…

16 минут ago

Замгубернатора НСО навестил раненых бойцов в госпиталях Санкт-Петербурга

Для военнослужащих, проходящих длительное лечение в медицинских учреждениях, организованы курсы по переобучению на работников военных…

39 минут ago

Спасший от огня ребёнка Владислав Юмагулов рассказал подробности рокового пожара

«Я шел без задней мысли, шел и просто делал, потому что надо было. Если все…

55 минут ago

Объеденье! Праздник капусты провели в Базово

Работники культуры не только провели мастер-класс по заготовке полезного овоща, но и поделились проверенным рецептом…

1 час ago

Руководителя РЭС оштрафовали за игнорирование обращения гражданина

Заявителю не только не были даны ответы по существу доводов обращения, но и проигнорирована просьба…

2 часа ago

Виадук в Чулыме не открыли в обещанные сроки

Сейчас ТУАД сообщает о новых сроках, пока это 15 декабря.

21 час ago