С наступлением тепла рев моторов слышен в разных частях Чулыма. В социальных сетях чулымцы активно обсуждают неугомонных мотоциклистов, но, в конце концов, все сводится к одному мнению: «В наше время мы тоже гоняли и нарушали покой всей улицы».
Прошли десятки лет, а любовь молодежи к адреналину и ветру в волосах становится только сильнее.
Проблема на века
Но нельзя не отметить, что эта проблема далеко не одного Чулыма. Везде, где есть молодежь и относительно ровная дорога, рев моторов не смолкает все летние вечера. Совершенно непонятно, чем руководствуются родители, покупая своему несовершеннолетнему ребенку такую опасную «игрушку». Говорят, мол, могут себе позволить. А лечение ребенка и возможное его обслуживание в случае, если он станет инвалидом, они тоже учитывают?
И все ссылаются на то, что они в молодости тоже ездили. Однако во времена молодости наших родителей и даже в мой подростковый период молодежь гоняла на «Урале», «Юпитере». Вес одного такого мотоцикла был не меньше 150 кг, а «Урал» мог весить и все 250! Как говорят опытные мотоциклисты, тяжелый мототранспорт лучше «держит» дорогу. Небольшие ямы не так страшны тяжеловесам, как современным питбайкам и мопедам, вес которых едва доходит до 80 кг. Да и дело даже не столько в весе транспортного средства, сколько в том факте, что в те времена катались в деревнях, за Чулымом. Мотоциклисты не мешали людям ночью, не создавали аварийных ситуаций на дороге. Но даже тогда молодежь попадала в аварии. И те, кто десять лет назад «охал» над смертью мальчика, которому не было и 14 лет, сегодня купили мотоциклы своим детям и твердо убеждены, что те «ездят аккуратно!».
Однако за такими цитатами скрывается проблема, которую не стоит недооценивать. Молодежь часто руководствуются эмоциями, а не логикой. Они видят в себе образ рискового парня из фильмов, который пролетает на своём красивом новом мотоцикле с оглушительным грохотом по Чулымской улице против движения. Недостаток критического мышления у подростков может привести к тому, что они не смогут адекватно оценить дорожную ситуацию. Отсутствие знаний ПДД и опыта вождения только усугубляют эту проблему. Дети, живущие за счёт родителей, могут не осознавать реальную стоимость своих поступков. Они не понимают, что за нарушение правил и аварии придётся платить из своего кармана, и не только деньгами.
Всегда ведь кажется, что с тобой ничего страшного не случится. Страшные аварии, детские смерти на дороге — это всё где-то там, далеко, но только не с тобой. Те, у кого хоть что-то осталось от инстинкта самосохранения, учатся на чужих ошибках. Но истории известны случаи, когда молодые парни, мотоциклисты не раз попадали в серьезные аварии с большим ущербом для здоровья, но всё равно продолжали восстанавливать своего «железного коня» и стремились навстречу очередному выбросу адреналина.
Чужие ошибки не учат
И не пугают родителей ни штрафы, ни последствия. Конечно, пойти на уступки подростку намного проще, чем спорить и убеждать бушующий гормонами организм. За езду без водительского удостоверения подросткам грозит штраф от 5 до 15 тысяч рублей, и мототранспорт эвакуируют на штраф-стоянку. В этом году уже больше 15 единиц были отправлены на стоянку. Родителям приходится платить крупные суммы и за эвакуатор. Плюс ко всему предусмотрен штраф в размере одной тысячи рублей за езду без каски. А если инспекторы ГАИ остановили подростка до 16 лет, его случай передают комиссии по делам несовершеннолетних, которая в свою очередь выносит предупреждение о недопущении нарушений норм закона или, если это не первое нарушение, семью ставят на учет. Как нам рассказал начальник Госавтоинспекции по Чулымскому району, майор полиции Александр Шабанов, уже в этом году сотрудниками ГАИ были задержаны 12 подростков, которые управляли мопедами, не достигнув 16-летнего возраста.
Не страшит родителей и детей недавнее ДТП с участием несовершеннолетних. Молодой человек, управлял мопедом без прав. Его пассажирка — девушка 16 лет была без шлема. В ДТП она получила тяжелейшие травмы и, несмотря на все усилия врачей, через четыре дня скончалась.
Но уже на следующий день рев мотоциклов не смолкал до поздней ночи. Удивительно, что и школы не всегда обращают внимания на эту проблему. В пятницу, 23 мая в школе № 1 проходил последний звонок у девятиклассников. Возле школы стояли четыре мопеда. Есть ли у кого-то из юных водителей права на управление транспортным средствам? Да и не факт, что все водители достигли 16-летнего возраста. Получается, все всё видят и всех всё устраивает?
Штрафы — не главное
Складывается впечатление, что родители не особо заинтересованы в безопасности своих детей. По словам начальника ГАИ, даже после уплаты крупных штрафов и эвакуации транспортного средства родители снова отдают ребенку мопед. И все повторяется: задержание, штраф, эвакуатор, КДН. Не страшит родителей и загубленное будущее детей. Ангелина Гурьева, инспектор ГДН ОУУН и ПДН ОМВ России по Чулымскому району, рассказала, какой путь проходят дети и родители, начиная от первого задержания несовершеннолетнего на мопеде, и какой отпечаток это может наложить на будущее ребенка: «После задержания несовершеннолетнего мы смотрим на его характеристику. Если она хорошая — выносится предупреждение. На второй раз детей ставим на учет, они проходят комиссию и полгода состоят на учете. Если за эти полгода они ничего не совершили, мы их благополучно снимаем с учета с хорошей характеристикой. Если же ребенок совершил правонарушение — учет продлевается еще на шесть месяцев. Во внимание берется любое правонарушение. На учете у нас состоят и дети, которые приехали из Новосибирска на каникулы или просто в гости. Здесь они проходят ту же процедуру, а когда возвращаются домой — всё проходят снова. Причем, когда они возвращаются, отсчет этих шести месяцев идет с начала.
Если ребенок продолжает совершать правонарушения, и родители никак на него не влияют, их тоже ставят на учет за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей. Семью проверяют опека, КДН, КЦСОН. В прошлом году в нашем районе было восемь таких случаев.
Постановка на учет влияет на будущее ребенка. Если езду без прав без серьезных последствий еще будут рассматривать в индивидуальном порядке при поступлении на госслужбу, то несовершеннолетнего виновника ДТП, где тяжело пострадал человек, уже не возьмут ни в полицию, ни в МЧС, ни в другие госструктуры.
Кроме того, при поступлении в учебное заведение на детей запрашивают всю информацию и характеристику в правоохранительных органах. Если раньше это делали только специализированные учебные заведения (МВД, МЧС), то сейчас так делают абсолютно все — и средние специальные, и высшие».
На прошлых выходных сотрудники ГАИ задержали 17-летнего парня на мопеде без прав. Информация об этом появились в сети, и на защиту парня встала его мама. Мол, «ловят не тех, ему 18 лет через пару месяцев, и вообще он не гоняет». Но родители забывают, что дело далеко не в возрасте. И в 50 лет на мопеде без прав ты нарушитель.
Госавтоинспекция напоминает, что управление мототранспортным средством разрешается с 16 лет при наличии водительского удостоверения (категорий «М» и «А1» на мототранспорт до 125 куб.), с 18 лет — категории «А» на мотоциклы свыше 125 куб.
Если у вас такие самостоятельные дети и имеются средства на дорогие игрушки — оплатите ребенку школу вождения. Пусть он получит права, обучится всем навыкам и хитростям. Так ведь безопаснее для самого ребенка и спокойнее для родителей. А сейчас родители купили мопед и учат одному: не убегать от полицейских.
Альтернатива есть
Раз уж для подростков мопеды — это способ выплеснуть свою энергию, есть ли безопасная альтернатива? Можно записать ребенка на курсы экстремального вождения, отдать его на картинг или другой вид спорта, где адреналин вырабатывается не меньше, чем при скоростной езде на мопеде. Дети самостоятельно могут добраться до Новосибирска и получить свою дозу кайфа. Спорт отлично помогает направить энергию в нужное русло. При активных физических нагрузках вырабатываются гормоны и вещества, регулирующие эмоциональное состояние подростков, и им уже не хочется рисковать и самоутверждаться опасными способами.
Мотоцикл опасен для всех
По сравнению с мотоциклом автомобиль более безопасный способ передвижения. Даже в случае ДТП у водителя и пассажира автомобиля есть высокие шансы выжить. У мотоциклистов участие в ДТП часто бывает только раз.
14 мая в Октябрьском районе погиб 46-летний мотоциклист. 74-летний водитель авто не предоставил преимущества движения, влетев во встречный мотоцикл.
24 мая в Бердске произошло столкновение мотоцикла и легкового автомобиля Травмы получили 41-летний водитель мотоцикла и его пассажирка в возрасте 40 лет. Мужчине потребовалась экстренная операция. Женщина получила множественные переломы и ушибы.
25 мая в Новосибирске в результате ДТП пострадал 28-летний водитель мотоцикла.
Всего же с 1 января по 20 мая 2025 года в регионе зафиксировали почти 80 ДТП с мотоциклами. В них пострадали 87 человек. Из них пятеро погибло.
Мотосезон только начался, а его статистика уже неутешительна: количество ДТП и пострадавших выросло по сравнению с прошлым годом. Главная беда маленьких и юрких китайских питбайков — они бывают незаметны на дороге. Водитель такого транспорта должен быть в десятки раз внимательнее и осмотрительнее. Погибнуть водитель мототранспорта может и не по своей вине. Но главное во всех случаях то, что родители должны идти на поводу у здравого смысла, а не сиюминутных желаний своего ребенка.
Анастасия АЛЕКСЕЕНКО, фото автора
Губернатор Андрей Травников и Председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив приняли участие в работе VIII Пленума…
В Чикманском КДЦ состоялся традиционный районный праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры «Мы славяне»
В детском саду «Улыбка» состоялась премьера музыкальной сказки «Муха-цокотуха» в исполнении театра «Теремок»
31 мая отмечается Всемирный день без табака, и это отличный повод исполнить свою давнюю мечту…
Дни культуры Новосибирской области – одно из ключевых мероприятий подписанной в октябре 2024 года в…
В рамках Недели детства для детей и семей во всех муниципальных образованиях региона запланированы праздничные…