Газ, дороги, мост. Как меняется северная часть Чулыма
Моя подруга детства, жившая в сельской местности, где нет железной дороги, имела весьма отдалённое представление об этом виде транспорта. Но в разговорах про Чулым часто слышала фразы: «Это далеко – за линией», «Туда не добраться, это за линией» и тому подобное. Уже взрослой она оказалась в нашем городе, увидела, как здесь всё расположено, и призналась: «Я никак не могла понять, что за «линия» у вас такая. Представляла какую-то полосу на дороге или в поле и думала, почему же через неё нельзя взять и переступить?».
О северной части Чулыма нередко отзываются как о забытом богом, обделённом благами микрорайоне города. Оснований для этого предостаточно: транспортная доступность со знаком «минус», которая зависит от работы переезда, виадука и уровня воды в реке; отсутствие пешеходного моста; плохие дороги в сочетании с невероятно проблемной солончаковой почвой; буксующая вот уже почти двадцать лет газификация; слабая инфраструктура – здесь нет аптек, пунктов выдачи и прочих удобных вещей.
Однако в этом году наметились крутые перемены сразу по нескольким направлениям: по части улиц отсыпали дороги, начали строить мост через железную дорогу для пешеходов и приступили к прокладке газопровода. На этой неделе мы проехались по улицам и посмотрели, как видоизменилась эта часть города на фоне таких позитивных перемен.
Дороги
Первое изменение, которое невозможно не заметить, – это щебененные дороги на тех участках, где вообще никогда никаких дорог не было. Если раньше можно было из-под моста проехать только по улице Урманской или по железнодорожной насыпи, то теперь водитель, подобно витязю на распутье, может выбирать маршрут: по Урманской, по Линейной, по Речной.
Несколько лет назад неплохо отремонтировали дорогу на Линейной, а вот нормального заезда туда не было. Теперь всё исправлено: щебнем отсыпан не только этот кусочек Речной, но и вся улица, включая «хвостик». Сделана дорога на Деповской, причём в обоих направлениях от переулка Деповского. Правда, заканчивается эта улица «тупиком», на Речную или Заводскую отсюда доберётся только вездеход. Практически полностью отсыпана щебнем улица Заводская, и даже проулки на Речную и Карла Маркса теперь вполне проезжие.
Водители и пешеходы уже оценили новую «транспортную инфраструктуру», движение по этим улицам довольно активное. Правда, появилась новая проблема – пыль от машин. Но в сравнении с лютым бездорожьем, которое здесь было, это меньшее зло.
Думаю, жители некоторых других улиц и переулков были бы рады и такому ремонту. Так, мы проехались по улице Красноармейской, которая отсыпана лишь частично. Из-за плохой дороги, а точнее, полного её отсутствия, здесь даже вывоз ТКО наладить проблематично. В начале улицы, где стоят двухквартирники, более-менее проехать можно. Переулок от почты сделали в этом году, так же, как и кусочек улицы в сторону «урмана». А дальше вместо дороги – направление. Мы смогли там проехать лишь благодаря тому, что долгое время не было дождей и вся грязь засохла живописными колдобинами. Печально выглядит и переулок Линейный, там тоже явно нужен ремонт дороги.
На самом деле таких «печальных» дорог в северной части Чулыма ещё немало, но в этот раз они не вошли в наш маршрут, поэтому сегодня мы о них не говорим. Давайте сохраним оптимизм и будем надеяться, что благоустройство доберётся и до остальных чулымских улиц, а сделанные в этом году дороги не утонут через год в солонце, а будут поддерживаться в нормальном состоянии.
Кстати, ещё одно направление, требующее улучшения, это подъезды к железной дороге. Ведь там строится мост, и до него нужно будет как-то добираться.
Мост
Поднявшись на железнодорожную насыпь, мы доехали до места строительства пешеходного моста. Вопреки ожиданиям, зримых силуэтов будущего перехода пока не проявляется. Над путями высится устройство для завинчивания свай. С северной стороны, где расположен строительный городок и хранятся материалы, пока видны только дощатые конструкции, внутри которых, ниже уровня грунта, залит бетон. Вероятно, это основание будущих опор моста. Во время нашего визита, над ними «колдовали» трое рабочих. При виде камеры они засмущались, но рассказали нам, что завершить строительство планируется в четвёртом квартале будущего года, и посоветовали посмотреть паспорт объекта, расположенный со стороны вокзала.
Что ж, 25 лет ждали и ещё годик подождём. Пока же для пешеходов оборудовано три наземных перехода, два из которых снабжены звуковыми и световыми сигналами. Будем «перешагивать» линию по ним.
Газ
В этом году газопровод, наконец-то, готов переступить «через линию» и вернуться в северную часть города, откуда он и пришёл в центр Чулыма. Если большая часть города уже лет двадцать пользуется «голубым топливом», так что сети даже успели кое-где обветшать, то за линией его пришлось добиваться. Один из аргументов не в пользу газификации – то, что в этих краях большой разброс: улицы длинные, а дома через один-два брошенные. Получается, метраж сетей большой, а потребителей маловато.
И действительно. Взять, например, Заводскую улицу или Речную: один дом стоит ухоженный, дымок над трубой вьётся, а рядом три пустых усадьбы или остов полуразрушенный. Вокруг камыши буйствуют. Особенно на односторонних улицах, таких как Красноармейская, это бросается в глаза. Вид бескрайних болотных просторов, поросших камышом, да ещё и под свинцовым октябрьским небом, способен вогнать в депрессию. Но газовщики, похоже, к депрессии не склонны. И среди камыша, и в бездорожье они намечают яркими флажками будущие газовые магистрали. Такие флажки мы заметили на Северной, Красноармейской. А на Урманской, Линейной, Речной, Заводской и других улицах уже проложены трубы. То и дело из-под земли «выныривают» какие-то газовые узлы с датчиками и рычагами. У большинства домов установлены краны, которые в будущем подключат к печам. Там, где труба ещё не прошла, на воротах стоят обнадёживающие пометки маркером: «вх». Это значит, что здесь будет входная труба.
Обнадёживающие. Наверное, именно это определение лучше всего характеризует те перемены, которые начались «за линией». Пока не отлично, но точно лучше, чем было. И есть надежда, что в дальнейшем этот курс на развитие продолжится и линия перестанет быть непреодолимым препятствием для нормальной, комфортной жизни. По крайней мере, очень бы этого хотелось. Глядишь, и снова вырастут дома на заброшенных усадьбах…
Майя ДЕМОЧКИНА