«Фронт требует – дадим!» Как чулымцы помогали фронту во время Великой Отечественной войны
Кратко
Смена длилась 12 часов, но по ее окончании ребята находили время для участия в художественной самодеятельности, в субботниках, лыжных соревнованиях, а еще шили кисеты для бойцов
Великая Отечественная война
- «Бессмертный полк» Чулымского района»
- Встанем! Виртуальный «Бессмертный полк» создается в Чулымском районе
- Об уникальном экспонате чулымского музея рассказали в радиоэфире
- «Поезд Победы» три дня работал в Новосибирской области
- Детство отняла война… Старожил из Большеникольска рассказала о своей жизни
Ученица 11-го класса Чулымского лицея Полина Титова в этом году заняла первое место в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» в секции общественно-научных предметов. Проект, который она выполнила под руководством учителя истории Марии Волевач, называется «Трудовой подвиг моих земляков в условиях тылового производства в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг». Полина внимательно изучила документы и газетные публикации военных времён и узнала, чем жители Чулымского района помогали фронту. Сегодня мы публикуем выдержки из её исследования.
Чулым в годы Великой Отечественной войны
Если в начале Великой Отечественной войны эвакуация в основном осуществлялась стихийно, то с июля-августа 1941 года процесс стал более упорядоченным. Поезда из Москвы, Ленинграда и других центральных регионов прибывали в Новосибирскую область организованно.
С момента объявления войны нет больше мирных профессий. Вся страна отныне работает на оборону, на защиту Родины. Отечество требует от своих граждан, чтобы все мужчины и женщины, независимо от возраста, почувствовали всю свою ответственность за судьбу государства.
На битву с врагом из Чулымского района ушло 9734 человека, в том числе 165 женщин, из них 480 человек были призваны в трудовую армию.
Но не только в фронтовых сражениях участвовали чулымцы. Те, кто остался в тылу, делали все возможное на полях и фермах, работали на военном заводе, на железнодорожном транспорте. Преодолеть дефицит рабочих рук было очень сложно.
На смену мужчинам, ушедшим на фронт, пришли женщины, старики и подростки, которые быстро овладели рабочими профессиями. Женщины работали грузчиками, водили грузовики, тракторы. «Нет больше мужских профессий!» – под таким девизом трудились в годы войны сотни женщин Чулымского района. Так в районной газете «За коммунизм» (июнь 1942 г.) в статье «Куются кадры» сообщается, что организованная при МТС школа выпустит в июле 36 штурвальных комбайнеров, 34 из которых женщины.
Сотрудники Чулымской конторы «Заготскот» тепло откликнулись на призыв советского правительства. Июньский план отгрузки выполнен на 300 процентов. План по заготовке скота для поставок мяса выполнен на 138 процентов. Рабочих, ушедших в армию, заменили студенты и подростки.
Рабочие и служащие совхоза Иткуль на ферме № 4 (бригадир А. Шаломанов) уложили 484 тонны силоса вместо 475 тонн, согласно плану 1-го хозяйства (бригадир А. Заворницын), вместо 730 тонн посадили 770 тонн.
Железнодорожники станции Пеньки оказывали активную помощь колхозам в заготовке сена. 25 рабочих и служащих дистанции пути под руководством партийного организатора тов. Угловского и начальник отдела кадров тов. Логинова 20 июля 1941 года отправились на сенокос в колхоз «Майская гроза» Пролетарского сельсовета. За 6 рабочих часов они скосили около 30 гектаров литовкой, сгребли вручную и сложили в копны 216 центнеров сена.
В районной газете «За коммунизм» (ноябрь 1942 г.) в статье «Фронт требует – дадим!» сообщается о заготовках колхозниками овечьей шерсти и пушнины. Колхоз «Победитель капитала», где председатель товарищ Молочный, выполнил план заготовок шерсти на 114 процентов, в фонд обороны он сдал 203 килограмма, в госзакуп – 352 килограмма. В статье сказано, что пушнина – нужное сырье при изготовлении одежды для доблестной Красной армии. В ноябре разгар сезона охоты, поэтому добытчиков зверя освобождали от колхозных работ и снабжали всеми видами приспособлений для лова пушных животных. Охотники давали обязательства о перевыполнении норм заготовки пушнины, так товарищ Антропянский взял на себя обязательство превысить годовой план на 200 процентов.
Эвакуированный завод
В сентябре 1941 года в Чулым прибыли платформы с оборудованием и станками военного завода «Метрострой–2». Приехали москвичи, которые работали на этом заводе. За короткое время завод начал выпускать продукцию: мины для 122-миллиметрового миномета. Вместе с москвичами у машин стояли жители Чулыма и района.
Так на новом месте, в Сибири, обосновался военный завод, сформировался коллектив, началась отгрузка продукции. Эта была напряженная, тяжелая работа. Круглосуточно гудели станки, в цехе стояли шум, лязг металла. Работали в две смены по 12 часов. Тяжелая работа, голод доводил до истощения. Никто не жаловался на трудности, понимали, что идет война, на каждом лежит ответственность за судьбу своей Родины. Лозунг «Фронт и тыл едины!» стал символом победы над врагом.
В страшные дни Отечественной войны, чтобы ускорить победу над немецким фашизмом, десятки и тысячи рабочих и служащих заявили о своей готовности работать столько, сколько потребуется для удовлетворения нужд армии. Долг каждого гражданина – выполнять и перевыполнять производственные планы.
Труженики тыла
Рабочими военного завода «Метрострой-2» стали многие чулымские подростки. Среди них Павел Константинович Шрейбер и Анна Михайловна Зинакова.
Павел Константинович Шрейбер родился в селе Александровка (в настоящее время Ольгинск) Чулымского района 4 апреля 1926 года. Павел прибыл на завод уже после завершения 7 классов. Сперва он трудился слесарем в инструментальном цехе, далее его за результативную работу, находчивость и сосредоточенность перевели в механический цех токарем на электростанок ДИП-200. Станок был таким огромным, что приходилось работать вместе с деревянной решёткой (подставкой). Деятельность на токарном станке была операционная. Павел нарезал резьбу на стабилизаторе 120 мм мины. При норме 100 деталей за смену, он нарезал резьбу на 535 деталях. На его станке регулярно стоял «Гвардейский значок», такого рода значок устанавливали работникам, которые выполняли либо перевыполняли норму выработки. Неделю они работали в дневную смену, другую – в ночную, с перерывами в обед 1-2 минуты, без выходных. В воскресенье была пересмена с дневной на ночную, таким образом, приходилось работать по 16 часов. Отдыхали один раз в месяц, когда электростанцию, питающую завод электроэнергией, останавливали на промывку котлов.
19 августа 1943 года Павел Шрейбер поступил в 9-ую Ленинградскую Артиллерийскую спецшколу в г. Анжеро – Судженске, позже переведённую в пос. Мундыбаш Кемеровской области, которую закончил в мае 1945 года, получив военную профессию и среднее образование. Далее Павел Константинович поступил в училище связи и радиолокации в Ленинградской области. Во время учебной практики 2-го сезона ходили по Балтийскому морю, Финскому заливу. Ходили на минном тральщике БТЩ-600, тралили морские мины, установленные фашистами в Великую Отечественную войну. В мае 1948 года Павел Константинович по болезни был демобилизован в запас ВМФ. Офицер запаса возвращается в родной Чулым и уже в ноябре устраивается на работу связистом в дистанцию сигнализации и связи железной дороги, в 1963 году заканчивает Томский железнодорожный техникум. Работает в дистанции связи, в электросетях, узле связи, в 1986 году выходит на заслуженный отдых, но трудится в разных отраслях еще долго и ответственно.
В январе 1949 года Павел Константинович женится на удивительно красивой женщине – Тамаре Кудрявцевой. Тамара Степановна тоже труженица тыла: в войну с 14 лет работала с отцом на железной дороге, подбивала шпалы. В 1949 году принята няней, потом воспитательницей детского сада № 48… Павла Константиновича не стало в 2016 году.
Анна Михайловна Зинакова (Стальмакова) родилась в селе Гуськи Чулымского района 19 декабря 1923 года.
Когда началась война, Анна закончила 9 классов средней школы № 7. По прибытии военного завода в Чулымский район все учащиеся пошли работать, прибавляя себе годы, «потому что надо было». По словам Анны Михайловны, работали не за деньги, а во имя победы над фашизмом. Деньги в то время не решали проблему материального положения, средняя зарплата токаря составляла 450-500 рублей, а ведро картошки на рынке стоило 300.
Со 2 марта 1942 года она работала токарем, обтачивала корпус мин. Из воспоминаний Анны Михайловны: «Когда учащиеся вышли работать, их немного подучили, мужчин забрали на фронт, остались одни девчонки и парни по 14-16 лет. Мы работали на станках, для которых нужна была огромная сила».
Анне было 18 лет, когда она сдала экзамен и получила удостоверение токаря 3-го разряда, ее перевели работать на станок ДИП-200, нарезающий резьбу на корпус мин. Маленькая, хрупкая, она не доставала до суппорта, и ей подставили под ноги ящик из-под снарядов. Сначала она стояла на резьбе стабилизаторов, а когда заболел сменщик, на другом станке, её перевели на шлифовальный. Ответственную, умную девушку ценили как специалиста и доверяли ей сложные операции по производству корпуса мин. Надо было перекидать за смену своими руками 1200 снарядов, каждый из которых весил 16 килограммов. Анне это давалось очень тяжело.
Были дни, когда в школе отменяли занятия, и ребята, не выходя из стен завода, спали на стружке под станками. Удивительно, где они брали силы? Смена длилась 12 часов, но по ее окончании ребята находили время для участия в художественной самодеятельности, в субботниках, лыжных соревнованиях, а еще шили кисеты для бойцов. А когда в здании школы № 7 расположился госпиталь, каждую свободную минуту бежали туда, ухаживали за ранеными, пытаясь хоть как-то облегчить их страдания, от их имени писали родным письма, выступали с номерами художественной самодеятельности.
В 1943 году военный завод вернулся в Москву, вместе с заводчанами уехали 120 чулымцев, с ними уехала и Анна. Ей нравилась Москва, но по болезни она вернулась в родной Чулым. Здесь она нашла своё счастье, вышла замуж за своего одноклассника Сергея Зинакова, лётчика-штурмовика, необыкновенно скромного, застенчивого, интеллигентного человека. По воспоминаниям Анны Михайловны, он был тяжело ранен под Кенигсбергом. Она потеряла его из виду в 1943 году, но не отступилась. В 1950 нашла его в госпитале, привезла домой, вышла за него замуж, родила дочь. Но счастье, к сожалению, оказалось коротким, через пять лет Сергей умер от ран. Анна Михайловна всю жизнь хранила верность мужу, больше замуж не вышла.
С 1950 года жизнь Анны Михайловны связана с книгой. Закончив заочно Томский библиотечный техникум, была назначена заведующей передвижным фондом Чулымской районной библиотеки, через год – заведующей читальным залом Чулымской районной библиотеки. Ушла из жизни 28 августа 2011 года.
По материалам исследовательского проекта ученицы Чулымского лицея Полины Титовой. Фото из материалов проекта и архива редакции.