Ровно сто лет назад, в 1922 году, началось строительство железнодорожной ветки Кокошино – Пихтовка. Сейчас этой дороги уже нет. Что осталось вместо разобранного пути? Это решили выяснить новосибирские журналисты.
Недавно на телеканале ОТС вышел очередной выпуск телепроекта «Пешком по Новосибирской области». Он называется «Мёртвая магистраль урмана». Автор проекта Анатолий Харитонов со своей командой совершил экспедицию по бывшей «ветке».
«Этот путь обозначен на старых картах. От станции Кокошино, которая находится на Транссибе, вглубь урмана ведут рельсы. Дорога заканчивается в селе Пихтовка. В современных атласах той «железки» уже нет. Строительство лесовозной одноколейки началось ровно век назад, в 1922-м, когда страна сильно нуждалась в древесине. А чем закончилась история болотной магистрали, узнала наша съёмочная группа. Самый длинный маршрут краеведческого ТВ-проекта Телеканала ОТС. Почти 170 километров!» – говорится в анонсе выпуска.
Исследователи попытались пройти по бывшей магистрали. Рельсов там давно уже нет, но сохранилась насыпь и попадаются остатки шпал. Дорога хорошо угадывается по просеке, хотя и она уже поросла молодняком. Местность болотистая, а весной, когда проводилась экспедиция, и вовсе непроходимая: насыпь промыло водой.
Лес из Кокошино отправляли на запад и на восток. Из него делали подпорки для угольных шахт, приклады для оружия, лыжи, оконные рамы, двери, доски для строительства. Вдоль «железки» были сенопункты, главным образом, кузбасских шахт. Летом заготавливали сено, зимой прессовали и отправляли на шахты. В 50-е годы там было много тягловой силы.
Дорога была однопутной, со множеством извилистых участков, и прочностью не отличалась. Встречные поезда разъезжались только на станциях. Максимальная скорость движения – 35 километров в час. Весной и вовсе поезда не ходили по два-три месяца. Железнодорожники ждали, когда сойдёт вода и подсохнет грунт.
Многие местные и сейчас помнят знаменитый грузо-пассажирский поезд №951/952 Кокошино-Пихтовка. Долгое время он возил людей и необходимые стране грузы. А в 90-е именно на нём массово уезжали жители Пенька и других станций в поисках новой жизни. По данным железнодорожных экономистов, пассажиропоток с 1986 по 1991 год сократился в четыре раза, а грузооборот – в три. В последнее время в месяц отправляли максимум пару вагонов. «Ветку» признали нерентабельной. Последний рейс поезд сделал 26 ноября 1997 года.
Посмотреть выпуск проекта «Пешком по Новосибирской области» «Мёртвая магистраль урмана» можно на сайте канала ОТС https://otstv.ru/video/projects/televizionnyy-proekt-peshkom-po-novosibirskoy-oblasti/167453/? и на видеохостинге Youtube
https://www.youtube.com/watch?v=btGyINQMcco .
Из контекста понятно, что это растение, из веток которого можно соорудить метлу, и на котором,…
Участники отметили, что в условиях информационной войны важно укреплять межнациональный мир, культуру, согласие и духовно-нравственные…
Ребята попробовали свои силы на пешеходной дистанции, которая заключалась в передвижении по подвесной верёвке снизу…
В первом, заочном туре в конкурсе приняли участие около 400 человек и на финальный этап…
Для военнослужащих, проходящих длительное лечение в медицинских учреждениях, организованы курсы по переобучению на работников военных…
«Я шел без задней мысли, шел и просто делал, потому что надо было. Если все…