Филиал пустыни. Почему чулымцы задыхаются от пыли
Кратко
Если ехать по улице с положенной скоростью 40 километров в час, то пыли автомобиль поднимет гораздо меньше
Засушливые весна и начало лета сделали Чулым небольшим сибирским филиалом пустыни Сахара. О самой болезненной теме – недостатке воды – сказано уже немало. Но есть и ещё одна беда, от которой не спастись ни в центре города, ни на окраинах. Речь идёт о пыли, которая окутала районный центр с головы до ног, так что «пылевые бури» уже для нас не в диковинку, как и для бедуинов.
Такие уж дороги
Большая часть дорог в Чулыме – грунтовка и щебень. Новый асфальт если и появляется, то в незначительном количестве. При таком соотношении поддерживать имеющийся асфальт в чистом состоянии сложно, если не сказать невозможно. Как ни мети грязь и пыль, они снова окажутся на асфальте – прилетят на крыльях ветра или «заедут» на колёсах автомобилей.
Даже в больших городах, где почти всё закатано в асфальт, избавиться от пыли не удаётся. Она перемещается из клумб и газонов, остаётся после зимней антигололёдной обработки дорог. Возмущённые таким положением дел новосибирцы даже иногда называют свой город «Пылесибирск». Эх, не бывали они в Чулыме и не видели нашу пыль…
Справедливости ради нужно сказать, что в Чулыме планомерно ведётся работа по отсыпке дорог. Каждый год ремонтируют несколько улиц, в том числе и тех, где никогда никакой подсыпки не делали. По сравнению с той непролазной грязью и глубокими ямами, что были здесь десятилетиями, щебёночное покрытие выглядит шагом вперёд, к цивилизации. Но щебень всё ж таки не асфальт. И с обратной стороной такой «цивилизации» люди сталкиваются с первых же дней. В сухую погоду на улицах, где дороги покрыты щебнем, поднимается пылевая завеса.
Чем дышать?
Спрятаться от пыли некуда. Пешеходам без респиратора на таких улицах делать нечего. А лучше вообще приобрести скафандр, потому что пыль попадает не только на кожу, волосы, одежду, но и в глаза, и в дыхательные пути. Медики давно уже убедились в том, что дышать пылью чрезвычайно вредно. Пыль оседает на слизистой оболочке дыхательных путей. Это приводит нарушению микроциркуляции воздуха. Как итог, кислород не усваивается организмом. Кроме того, дорожная пыль проникает глубоко в альвеолы, то есть в самые мельчайшие области легких, и там становится плотной, как цемент. Все это ведет к таким серьезным заболеваниям, как хронический бронхит, пылевой бронхит, хроническая обструктивная болезнь легких и бронхиальная астма.
Вода бы помогла
Самый простой и всем известный способ борьбы с пылью – опрыскивание водой. Те, кто живёт в нашем городе довольно давно и застал советское время, наверняка помнят, что по улицам райцентра регулярно ходила поливальная машина от комхоза и прибивала пыль. То есть, по сути, изобретать ничего не нужно. Попытки очищать центральные улицы и поливать их механизированным способом делаются и сейчас. Так, в начале июня, в самое пекло, когда жара за тридцать градусов стояла больше недели, в центре работала техника, которая смачивала асфальт и подметала скопившуюся пыль. Дело нужное и полезное. Только вот в той ситуации у некоторых чулымцев оно вызвало негативную реакцию в соцсетях. В условиях дефицита воды люди сочли поливку улиц небывалой расточительностью.
Как бы то ни было, при наличии источников технической воды ежедневная поливка самых пыльных участков дорог заметно смягчила бы проблему – дышать было бы намного легче.
Боремся с пылью самостоятельно
Кроме воды, есть и другие вещества, способные бороться с пылью. Ради интереса я поискала на просторах интернета, как действуют в подобной ситуации жители других городов и стран (пыль есть везде, даже в космосе!)
Кто-то из жителей берёт инициативу в свои руки и опрыскивает дорогу возле усадьбы за личный счёт. Отличное начинание при условии, что вода в доме есть и её вволю. Ведь воды потребуется много, для максимального эффекта процедуру нужно повторять пару раз в день.
Есть экспериментаторы, которые пытались сдуть пыль с помощью каких-то там компрессоров. Заведомо провальная затея, пыль никогда не кончается.
Также предлагается засыпать дорогу асфальтовой крошкой или укатать доломитовым щебнем. Но это, конечно, слишком дорого для частника. Уже слышу возмущённые голоса: а что будет делать администрация, если жители сами начнут отсыпать дороги?
По-настоящему рабочим способом, судя по отзывам, является обработка полотна хлоридом кальция. Это вещество, которое накапливает влагу и может долго её хранить. Хлорид кальция входит в состав антигололёдных реагентов, которые используются на дорогах зимой. Можно равномерно смочить дорогу раствором этого реагента или просто тонким слоем рассыпать сухое вещество после хорошего дождя. Дорога после такой обработки будет слегка влажной долгое время (ну, или до первого грейдирования).
Тише едешь – меньше пыли
Если быть объективными, с учётом наших условий, и принимать пыль как неизбежное зло, то стоит подумать: а как свести к минимуму её вредоносное действие?
Ни для кого не секрет, что 80 процентов пыли на дорогах поднимают в воздух автомобили. Пронёсся один лихач по Урманской, а после него «облако» пыли окутало всю улицу. Пешеходы задыхаются, а водителю хоть бы что, он в зеркала не смотрит на свой «след».
Конечно, не все такие. Многие автовладельцы хорошо понимают, почему на грунтовых улицах стоит ограничение скорости. И пыль летит из-под колёс, и камень может «стрельнуть» и попасть в окно другой машины. А главное – здесь ведь люди ходят. Тротуаров на многих улицах нет, людям деваться некуда, кроме как идти по обочине. И они-то уж точно ни в чём не виноваты.
Хочется, чтобы до всех автомобилистов дошла наконец-то простая истина: чем быстрее едешь, тем больше пыли поднимаешь. Если ехать по улице с положенной скоростью 40 километров в час, вряд ли опоздаешь «на всю жизнь», зато окружающим людям меньше неприятностей доставишь. А если видишь пешехода, сбрось до 20 километров. Это элементарное проявление уважения и человечности.
Майя ДЕМОЧКИНА
Фото Ларисы РОЩИНОЙ