Актуальное Культура

Фигурку Василия Тёркина передали в отдел краеведения чулымской библиотеки

Музей Чулымской центральной библиотеки вмещает огромное количество интересных и даже уникальных предметов, о каждом из которых можно рассказывать долго и увлеченно. Каждый новый экспонат — это не только радость, но и испытание — попробуй найти достойное место, обеспечь хороший обзор, если места почти не осталось. Но есть экспонаты, которые сами определяют свое новое положение. Именно так произошло с нашим августовским приобретением. Знакомьтесь: Василий Иванович Теркин.

Кукла из пресс-опилок передана в дар библиотечному музею Анной Павловной Мартыновой с разрешения и одобрения прежнего владельца — ее внука Ивана Сергеевича Рябинина. Кукла не является семейной реликвией, она попала в дом, можно сказать, по воле обстоятельств, но прожила в семье очень много лет. Прежнее место жительства (да, о ней говорят как о члене семьи)  один из старых детских садов Новосибирска. Сад закрывался, все, что было ценно, передавалось по описи, а старые игрушки могла ожидать самая печальная участь. Но Василий Теркин, как известно, был везунчиком, и тут ему тоже повезло попасть в заботливые руки.

В библиотечном музее есть его гипсовый литературный двойник — «взрослый» персонаж, к тому же — курящий. Новый экспонат  совсем ребенок. Его так и хочется взять на ручки и держать, наглаживая скромную шевелюру. Тем не менее, с олицетворением персонажа кукла справляется отлично: есть гимнастерка с пуговками, на пуговках — звезды, есть галифе, даже хромовые сапоги имеются. А когда-то на голове была пилотка, а в руках  гармошка, но эти атрибуты утрачены.

Прежние хозяева уверены, что кукла сделана в 40-е годы прошлого века. Тогда бы ей было больше 80 лет! На самом деле наш Василий немного моложе, что ничуть не умаляет его личного обаяния, авторитета и возраста. Оказалось, что история создания игрушки еще интереснее, чем ее «жизнь».

Сегодня пресс-опилочные куклы встречаются очень редко, ценятся у коллекционеров, поскольку являются отражением жизни в СССР. А наш экземпляр, кроме этого, имеет отношение и к литературе, и к истории.

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — это жизненная правда, где без громких лозунгов показана картина военного быта СССР. Кстати, в 2025 году поэме исполнилось 80 лет. Точнее  80 лет назад в газете «Красноармейская правда» были опубликованы последние главы «Поэмы про бойца». Но образ непобедимого и неунывающего солдата уже жил своей жизнью. Многие читатели считали, что Василий Теркин — это реальный персонаж, с которым автор лично знаком и давно дружит. На самом деле, конечно, это образ собирательный. И от каждого бойца Василий унаследовал частичку своей широкой души.

С окончанием Великой Отечественной войны герой не был забыт. Напротив, набирал известность. Естественно, книги пользовались бешеной популярностью. Более того, страницы книги переписывались в блокноты, пересказывались наизусть, цитировались. Иногда читатели привносили в тексты что-то свое, как это бывает с народными произведениями. Но именно это красноречивее всего говорит о настоящей любви.

Василий Теркин стал примером не только взрослым, но и детям. Многие фабрики игрушек подхватили идею и выпускали игрушки в новом образе. Среди прочих — Ивановская фабрика игрушек. Куклу Степу в образе буденновца, милиционера и Василия Теркина Ивановская фабрика игрушек выпускала в 1967-1979 годах. Тело у куклы мягконабивное, руки, ноги — пресс-опилки. Кукла ростом 40 сантиметров.

Интересен и такой факт. После войны с фронта вернулись солдаты, но среди них было много тех, кто был тяжело ранен, изувечен. Как таким людям адаптироваться к жизни? Задача не из простых. Самый достойный вариант — реализовать себя в труде, приносить пользу обществу, созидать. И многие из ветеранов-инвалидов, оказавшихся ограниченными в возможностях, с удовольствием выполняли несложную, но кропотливую работу в различных артелях. В том числе, делали сувениры, игрушки, вкладывали душу и получали удовлетворение от труда. Трудились такие люди и на Ивановской фабрике игрушек, изготавливали одежду для кукол, занимались росписью. И хотя на старой форме выходило много однотипных пупсов, нам кажется, именно Василий Теркин выглядит самым озорным, самым красивым, самым характерным. Мы просто счастливы, что этот парень поселился в нашем музее и радует глаз посетителей.

Жить без пищи

                         можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Не прожить,

                     как без махорки,

От бомбежки до другой

Без хорошей поговорки

Или присказки какой…

Сегодня такую пресс-опилочную куклу иногда можно встретить (если повезет) на интернет-площадках и в частных коллекциях любителей винтажных кукол.

Как прошел он, Вася Теркин,

Из запаса рядовой,

В просоленной гимнастерке

Сотни верст земли родной.

До чего земля большая,

Величайшая земля.

И была б она чужая,

Чья-нибудь, а то  своя.

(Александр Твардовский, «Василий Тёркин»)

Пресс-опилочная кукла этого знаменитого парня в наше время пользуется огромным спросом. Кукла довольно редкая, со своей историей — историей нашей жизни, нашего народа. Это именно тот случай, когда куклы бережно хранят нашу историю…

В 2025 году Чулымская центральная библиотека отмечает 100-летний юбилей. И уже четверть века музей при отделе краеведения является ее неотъемлемой частью. Мы приглашаем вас познакомиться с экспонатами, в том числе и с новыми. Благодарим всех, кто делится с нами историями и доверяет нам свои сокровища.

Материал подготовила Елена Крохта, начальник отдела краеведения Чулымской центральной библиотеки, фото автора

Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности