Елена Лаврик. Чувство прекрасного живёт в каждом из нас
Кратко
Елена Лаврик обучает своих учеников всему, что знает сама, и эти знания выходят далеко за границы школьных стандартов
творчество
- Дипломы от Лявонихи получили артисты из Чулыма
- Чулымские таланты получили награды на фестивале «День Сибири»
- Чулымцев приглашают к участию к фестивале молодых талантов
- Чулымские музыканты выступили в государственном концертном зале имени Каца
- «Россия многоликая». Фестиваль национальных традиций прошёл в Новосибирске
Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело. (Антон Чехов)
Не каждый учитель способен интересно преподнести обычную школьную программу. Елена Лаврик обучает своих учеников всему, что знает сама, и эти знания выходят далеко за границы школьных стандартов. Об удивительном преподавателе ИЗО Чулымского лицея мы расскажем в нашем проекте.
Начало
Елена Степановна – педагог в седьмом поколении. Мама, тёти, бабушки, прабабушка – все были педагогами. И юной Елене не приходилось задумываться. Если она с самых ранних лет в школе, какую ещё профессию можно было выбрать? «Как я пришла к преподаванию? Мы с мамой шутили – «вскормилась молоком», – рассказывает Елена Степановна, – в школе я буквально всю жизнь».
Однако мама Елены Степановны, Тамара Васильевна Дюжева категорически не хотела, чтобы дочь работала учителем. «Она всегда говорила, что это неблагодарная работа, это значит оторваться от семьи и отдать всю себя школе», – вспоминает наша героиня. Тамара Васильевна хотела, чтобы дочь обучилась технической профессии, но Елена Степановна всё равно пошла за своим сердцем, а оно принадлежало школе.
Окончив болотнинское педагогическое училище, по распределению она приехала работать в Новоиткуль. Здесь вышла замуж, впоследствии переехала в Чулым и благодаря тогдашней заведующей районо Наталье Лихомановой устроилась работать в школу № 40. «Тамара Михайловна Ваганцева была моим первым директором и наставником. Здесь я работала до конца существования сороковой школы. В 2009 году отстроили это здание (Чулымский лицей. – Прим. ред.), и я продолжаю здесь преподавать», – рассказывает Елена Степановна. Сначала она была учителем начальных классов, затем обучилась на преподавателя изобразительного искусства. «С детства, с детского сада это началось. Я в саду не любила спать, но, как говорили, была спокойной. Поэтому Людмила Ивановна Семенова сажала меня в общем зале, давала краски, карандаши, и в тихий час я спокойно занималась своим рисованием», – вспоминает Елена Степановна.
В ее детстве не было современных кукол и разнообразия материалов, поэтому кукольные наряды приходилось шить из ветоши. Лена обшивала всех подружек и их кукол. Вязать ее научила бабушка, и, как она сама говорит: «У нас были хорошие учителя, которые вели труды. Они учили нас шить, вышивать. Мы даже работали с деревом».
Педагог
«Чтобы разнообразить учебный процесс, мне приходилось вносить всё больше и больше чего-то нового. Дети сейчас современные, все в телефонах. Их сложно чем-то удивить, приходится изобретать новый подход к обучению – рассказывает Елена Степановна о своей работе. – Мне приходилось самой рисовать и привлекать к этому детей». Спустя некоторое время после того, как Елена Степановна начала преподавать ИЗО, она решила освоить шерстяную акварель. Всем новинкам она обучается сама. Из цветной шерсти для валяния создаются настоящие акварельные картины – легкие, воздушные за счет техники и самой структуры шерсти. Затем преподаватель освоила пастель, но на какое-то время эти две техники пришлось отложить по состоянию здоровья. Многочисленные картины художницы красуются на стенах не только школы, но и у друзей, родственников и знакомых – окружающие высоко оценивают талант Елены Степановны.
Какое-то время Елена Степановна по совместительству вела кружки в Доме детского творчества, где Елена Анатольевна Качко познакомила ее с алмазной вышивкой. Елена Степановна попробовала, но получившиеся картины по готовым эскизам её не вдохновили. Она распечатала свою картинку, подобрала нужные материалы, цвета и выложила собственную работу. Выглядит она, конечно, живее, ярче. Маки на ней словно настоящие.
В кабинете изобразительного искусства висят картины преподавателя и учеников. И если бы не подписи на ученических работах, было бы очень сложно идентифицировать художника. Благодаря своему нестандартному подходу к работе, Елена Степановна раскрывает творческий потенциал учеников. И некоторые из них выбирают путь настоящего искусства.
Раскрыть таланты каждого ребенка в рамках нескольких уроков в неделю невозможно, учитывая, что в классах по 20-30 учеников. Но заинтересованные дети, у которых есть желание и стремление, всегда достигают хороших результатов на уроках Елены Степановны. Тем более что преподаватель действительно разносторонне подходит к обучению детей. Чуть больше года назад вместе с детьми Елена Степановна начала создавать миниатюрные комнаты. Началось всё с того, что по теме урока она хотела показать быт времен СССР и заказала несколько коллекционных предметов мебели. Ей, да и детям очень понравилась получившаяся миниатюрная комната. За ней появилась ещё одна, затем ещё. Уже и сами дети стали создавать мини-комнаты, обустраивать их на своё усмотрение и даже участвовать с такими работами в конкурсах. В этих комнатах есть всё: от камина, кошки, канделябра до настоящей люстры со светом, ноутбука и книг. Ребят такое занятие очень увлекает. У Елены Степановны есть задания на развития фантазии, чувства прекрасного и своего видения окружающего мира. Например, дано: парковая зона с отдельными растениями, скамьями, скульптурами и даже камнями – и всё это ребята должны расположить на территории парка по своему усмотрению, то есть каждый ученик создает свой собственный парк. Есть подобные задания для кабинета, спальной комнаты. Современных детей нелегко удивить, но когда они вовлечены в интересный процесс, когда нужно придумать, из чего можно сделать мини-карандаши, книги или кровать, равнодушных практически не остаётся. Кстати, мини-карандаши они делают из обычных зубочисток. Такие уроки отлично развивают и без того бурную детскую фантазию!
Кроме того, в учебном классе есть множество макетов шедевров мировой и российской архитектуры. «Изучая с детьми готику или еще что-то, как я могу это показать? Свозить я их туда не могу. Конечно, посмотрим на картинках, но макет – это намного интереснее. Вот и заказываю на маркетплейсах макеты различных зданий, и изучаем с ребятами стили, колонны, арки», – рассказывает Елена Степановна. Из таких макетов собрана целая улица Амстердама, имеются мельницы, соборы, дворцы, которые помогают ребятам в полной мере узнать архитектуру разных стран и времён.
Несколько месяцев назад Елена Степановна снова начала раскрывать в себе таланты модельера. У неё уже больше десяти кукол, и у каждой есть свой настоящий гардероб. Рукодельница сама шьет и вяжет одежду или заказывает у таких же «очумелых ручек», с которыми знакомится на творческих форумах, где черпает идеи, вдохновляется, обменивается опытом и находит интересные мастер-классы. Куклы Елена Степановна покупает не все подряд, а те, которые особенно приглянулись. Некоторые куклы приносят ученики. Кстати, первого Кена (молодой человек известной всем Барби) принесли именно ученики, чтобы «разбавить» женский кукольный коллектив Елены Степановны. Некоторые ребята, по каким-то причинам пропустившие в детстве этап игры в куклы, сейчас могут наверстать упущенное.
Наставники
Елена Степановна с особым теплом рассказывает о своих педагогах и наставниках: «С самого моего детства моими наставниками, помощниками были моя мама и тётя – Людмила Васильевна Астратова. Она меня очень любила и учила всему, что умеет сама. Затем моим помощником и наставником стала Галина Александровна Федорова. Когда я пришла работать учителем начальных классов, она уходила в декрет, и я взяла её класс. Она и потом по жизни всегда мне помогала. И Елена Валентиновна Маслова, они хоть и сами тогда молодые были, но всегда поддерживали меня.
Совет от Елены Степановны
Людям, у которых есть дети, я всегда говорю: дайте им свободу развиваться. Пусть они занимаются творчеством, музыкой, танцами, вокалом – не только спорт и математика важны в жизни. Мы – учителя, родители – должны помогать детям развить в них таланты, мастерство, а не отрицать творческую направленность наших детей. Не стоит говорить детям, что сейчас искусство никому не нужно, что картинами или красивым голосом не заработать. Каждый день мы слушаем музыку, смотрим фильмы – и это тоже часть искусства. Без красоты внутри себя мы не можем создать красоту вокруг.
СЛОВО УЧЕНИКАМ
Таисия Дёмочкина: «Это мой первый и единственный учитель рисования, она преподаёт у нас с первого класса. А в начальных классах я ещё ходила к ней на кружок. Елена Степановна не только учит хорошо рисовать, но и даёт много знаний об изобразительном искусстве, стилях живописи, техниках рисования. Если мы рисуем какой-то сюжет, она много интересного рассказывает о нём. Вот недавно была тема Древнего Египта, и это был не только урок ИЗО, но и истории. Мы много нового узнали для себя. С Еленой Степановной легко общаться. Она любит рисовать, занимается рукоделием. И всегда готова помочь и подсказать даже помимо уроков. Я рисовала новогодний плакат, и она мне очень помогла».
Анастасия Даудрих: «С Еленой Степановной я познакомилась в школе. У нас всегда были теплые отношения, даже после окончания школы я всегда заходила к ней в гости. Она целеустремленный человек, никогда не сидит на месте, постоянно развивается. Она очень хорошая, такая «своя», всегда выслушает и поддержит. Как-то в школе я проводила мастер-класс, и она мне помогла. Она любит творчество, свою работу – это самое главное».
Анастасия Цыганкова: « Елена Степановна – добрый человек и хороший учитель. Она всегда помогает. Помню свою первую работу мастихином. Мне очень понравилось, необычное занятие. Елена Степановна мне помогала, я получила удовольствие от работы и, думаю, стоит попробовать ещё раз. С Еленой Степановной всегда интересно работать, потому что она рассказывает много любопытного, её приятно слушать. Я очень благодарна Елене Степановне за заботу и помощь».
Несерьёзные вопросы
– Чем на самом деле занимаются учителя в учительской?
– Так получилось, что все перемены я провожу с детьми в кабинете. Пока они меня обнимут, пока их выслушаешь – урок начался. А так, конечно, учителя пьют чай, общаются и полностью отдыхают от занятий и учеников. Хотя бы на мгновение нужно полностью отключиться от всего образовательного процесса, перезагрузиться.
– Если бы у вас была возможность ввести в школьную программу новый предмет, что бы это было?
– Вернула бы «труды». Сейчас моя маленькая инстанция – это последнее место, где ученики делают что-то своими руками. Конечно, есть дети, которые увлекаются бисером, чем-то еще, но это далеко не все.
– Чувство прекрасного врождённое или его можно развить?
– Чувство прекрасного заложено природой в каждом, а вот как оно развивается, зависит уже от самого человека. Особенно хорошо это чувство можно развить в школе, дети всему одинаково хорошо обучаются. Но важно подходить ученику не только как учитель, но и как человек, вместе с ним проживать это время, общаться с ним как с собственным ребёнком.
Анастасия АЛЕКСЕЕНКО, фото автора
Это тот учитель который в лицо сказала ученику что у него нет фантазии, а ученик сказал что больше не будет рисовать для её прихоти. Учитель просто оборвала тягу к рисованию, хотя ученик рисует и срисовывает отлично. Учитель должен учить, а не отбивать тягу к ИЗО.