Воспитанник Дома детского творчества Матвей Афанасьев в этом году стал победителем сразу двух престижных областных конкурсов исследовательских проектов. Для этого ему пришлось всё лето кормить бройлерных цыплят и вылавливать рыбу в реке Чулым.
Матвей учится в восьмом классе Чулымского лицея и параллельно вот уже седьмой год получает дополнительное образование в творческом объединении «Зелёная республика» Дома детского творчества. За это время он освоил две образовательные программы естественнонаучной направленности: «Мир экологии» и «Я — исследователь». В 2024 году, что называется, выпустился, но продолжает посещать объединение. Теперь Матвей полностью сосредоточился на проектно-исследовательской деятельности под руководством педагога Оксаны Волковой.
Чем кур кормят
Успех в региональном этапе конкурса «Я в агро» Матвею принёс проект о питании домашних кур. Юноша занял первое место в номинации «Личное подсобное фермерское хозяйство» и в дальнейшем участвовал во всероссийском этапе.
В ходе исследования Матвей сравнил, какой корм экономичнее и эффективнее для бройлеров: комбикорм собственного изготовления либо покупной. В итоге пришёл к выводу, что покупным кормом кормить выгоднее.
— Мой дедушка уже не первый год держит бройлеров. Я каждое лето помогаю за ними ухаживать, — рассказывает Матвей. — Дедушка использует покупной комбикорм. У Оксаны Юрьевны, моего руководителя, тоже личное подсобное хозяйство. У неё есть зернодробилка, они сами изготавливают комбикорм. Вот мы и решили сравнить, какой корм лучше. Взяли контрольный и опытный участки. В эксперименте участвовали бройлерные куры породы «росс-308». Проводили эксперимент, кормили птиц разными кормами, вели наблюдения. В мае купили цыплят. Сначала они были в специальном помещении, в беседке, которую мы утеплили, потому что в мае и июне ещё холода. Потом мы выпустили их в вольер, огородили. Пока цветов не было, выпускали погулять в палисадник. Магазинные корма рассчитаны на разные этапы: старт, рост, финиш. Когда рост достигает пика и останавливается, приходит время набирать массу. Всего для наблюдения брали шесть птиц: три курицы и три петуха. Делали на них метки. Каждое воскресенье проводили взвешивание. На финишном этапе мы стали кормить больше, с кормом «финиш» куры стали активно набирать массу. Прибавка была по двести-триста граммов в неделю.
С самодельным комбикормом результаты оказались скромнее.
— В покупном корме есть витамины, минералы, то есть все компоненты, необходимые для кур, — объясняет результаты эксперимента Оксана Юрьевна. — При изготовлении в него добавляется костная мука, жмых, кукуруза, горох. Корм собственного производства не такой сбалансированный. Конечно, в него тоже можно всё это добавить, но такого содержания аминокислот, белков, жиров, углеводов, витаминов, как в готовом корме, добиться сложно. Хотя на начальном этапе, когда приобретали корм, это казалось дороже. Но и самим делать тоже недёшево. А по массе куры, выращенные на самодельном корме, уступают. Это показало взвешивание, которое мы проводили в конце эксперимента.
И чем окуни кормятся
Ещё один диплом победителя Матвей Афанасьев и его соавторы Ксения Леонтовская и Софья Бабичева получили на региональном этапе конкурса по охране окружающей среды имени Бориса Всесвятского. Работа называлась «Питание окуня как индикатор экологического состояния водоёмов Чулым-Каргатской озёрно-ландшафтной геосистемы».
На протяжении пяти месяцев, с мая по сентябрь, ребята изучали питание окуня, обитающего в реке Чулым. Практически все каникулы у юных экологов были заняты увлекательной и полезной работой.
— Я живу почти возле речки. И у меня дядя рыбак, он каждую неделю вылавливал рыбу, — объясняет Матвей. — Больше всего у нас ловится щук, окуней, карасей, есть гольяны, и очень редко попадается сазан. В августе, когда воды было много, наблюдался самый большой улов. Мы изучали именно окуня. Окуни всеядные, они питаются и зоопланктоном, и зообентосом, всем подряд, даже мелкие камушки находили в желудке. Также они могут быть каннибалами, но у нас нет таких условий, чтобы окуни вырастали больше полкилограмма, а именно такие поедают себе подобных. Ещё они очень жадные. В одном пятнадцатисантиметровом окуне можно найти до шести рыб. Не успевают переварить одних, уже хватают других. Мы находили в желудках двустворчатых моллюсков, личинок стрекоз, личинок комаров. Изучали всё это под микроскопом. Например, дафнии — простейшие рачки — невооружённым глазом трудно заметить. Мы рассматривали их через микроскоп и делали фотографии через объектив микроскопа. Задача была отследить биоценоз реки, что вообще там есть. И мы нашли много всего. У окуня в Сибири есть от десяти до четырнадцати компонентов питания, но в нашей работе их 20-24. То есть удивительная приспособляемость данного вида к резко меняющимся условиям среды обитания. Вывод, к которому мы пришли: окунь может стать индикатором экологического состояния водоёмов. Он всеядный. По нему можно отследить переменчивость водоёма. Он и санитар, и вредитель — разносторонняя личность, можно сказать. Как санитар, съедает больных рыб. В то же время может вредить ценным породам рыб, таким как линёк, пелядь. Мы спрогнозировали: если в нашей реке кто-то захочет заняться созданием рыбного питомника, нужно исключить попадание в него местных видов рыб. Окунь будет всё выедать.
Жюри областного конкурса высоко оценило старания Матвея, Ксении и Софьи и присудило им первое место. Более того, было получено приглашение на конференцию в образовательный парк имени Олега Кошевого. Правда, участвовать в ней мог только один из авторов. Матвею пришлось взять эту миссию на себя, в итоге он два дня провёл в образовательном центре г. Новосибирск. Там было 37 участников — призёров и победителей областного этапа. Каждый из них представил свой проект.
— В первый день конференция шла пять часов с перерывами. Вечером была развлекательная программа. Я выступал по жребию во второй день. К тому времени я уже посмотрел, как другие выступали, подметил особенности, понял, что надо говорить, что не надо. И выступил отлично, ответил на вопросы. После этого педагоги аграрного университета провели для нас мастер-классы. Мы делали препараты для микроскопа, изучали паутинного клеща и гриб пеницилл. У меня даже есть фотографии этого гриба. Вечером проходило награждение. Всем вручили подарки, сертификаты. Вообще там было три возрастные группы. В младшей группе было всего три человека. Мне понравилось, как дети выступали. Интересные проекты. Например, девочка из Багана рассказывала про снежный покров. Я оказался самым младшим в старшей группе от 14 до 17 лет и занял третье место.
Кем быть?
Матвей не собирается останавливаться на достигнутом. У него есть и время, и возможность продолжать развиваться в естественных науках.
— У Матвея есть желание, это важно. Редко, когда ребёнок хочет работать, очень активен, и ему это нравится, — размышляет Оксана Волкова. — Он к нам пришёл ещё во втором классе. Сначала у нас были театрализованные постановки, экосказки. Потом переключились на научную проектную деятельность. Участвуем во многих конкурсах. Сначала пару лет учились, потом стали занимать вторые-третьи места. И вот сейчас начали побеждать. Это стимулирует интерес. Раньше Матвей мечтал стать юристом, а сейчас стал присматриваться к биологии, медицине.
Матвей подтверждает слова педагога:
— Я задумался: может, биологией заняться. Мне стало интересно. Сначала такого интереса не было. Ходил просто «для галочки», чтобы было саморазвитие. А потом втянулся. И даже захотел стать педиатром.
Совсем скоро Матвею предстоит выбрать учебный профиль — направление будущей деятельности. Он пока не определился между гуманитарными и естественными науками. Юноша хорошо и без особого напряжения учится. Многие предметы ему даются легко. В то же время он проявляет работоспособность, занимаясь исследованиями на каникулах и в выходные дни.
— Я умею распределять время, — делится секретом Матвей, — поэтому не устаю. Успеваю и уроки сделать, и с проектом поработать, и своими делами позаниматься. Помогает самоконтроль.
На досуге Матвей читает, раскрашивает картины по номерам, играет с любимой кошкой. Вообще он любит животных, так что вариант стать ветеринарным врачом тоже не отметает.
Что ж, какой бы путь он ни выбрал, полученный опыт научной работы обязательно пойдёт на пользу.
Пока готовился этот материал, стали известны результаты ещё одного конкурса. С 31 июля по 11 декабря 2024 года региональным модельным центром дополнительного образования ОЦРТДиЮ проведен региональный этап Российского открытого молодёжного конкурса. В проекте приняли участие 23 учащихся от 14 до 18 лет из 12 муниципальных образований. В номинации «Вода без пластика» диплом 3-й степени у обучающегося творческого объединения «Зелёная республика» Матвея Афанасьева (руководитель Оксана Волкова).
Майя ДЕМОЧКИНА, фото автора и Оксаны Волковой
По поручению Председателя Законодательного Собрания Андрея Шимкива депутаты регионального парламента загрузили две фуры для отправки на…
В г. Барабинск состоялся областной турнир по самбо среди юношей 2010-2012 годов рождения «Сибирский богатырь»
Под новогоднюю музыку народ катается по льду в свете праздничной иллюминации
Студенты Чулымского аграрного колледжа посетили с экскурсией ЗАО Племзавод «Ирмень»
Победителей определяли путем голосования в социальных сетях. В каждой возрастной категории были названы свои победители…
В нашем детском саду «Улыбка» в декабре прошло итоговое мероприятие, посвященное Году семьи