Персона

Дорога к музыке. «Чайная пауза» со Светланой Ковалевой

Сегодня у редакционного самовара мы встречаемся со Светланой Ковалевой, вся жизнь которой – это музыка. Светлана Ивановна преподаёт в музыкальной школе, руководит хором и даже сама пишет песни.

– Мудрые люди говорят: найди себе дело по душе, и ты никогда не будешь работать. Светлана Ивановна, у вас так удачно совпало увлечение с работой. Скажите, для вас музыка это работа всё-таки?

– Я не знаю, насколько это работа… Это моя жизнь просто.

– Как вы в музыку пришли, какими путями?

– Сейчас расскажу. Это очень интересная история. Я росла в Кабинетном. Мама моя, Анастасия Михайловна Щемелева, сорок с лишним лет отработала в кабинетной школе. Они дружили с Людмилой Яковлевной Васильевой. И когда я училась в четвёртом классе, Людмила Яковлевна меня прослушала и сказала, что мне нужно заниматься музыкой. Мамой были брошены все силы на это. Меня возили в Чулым, в музыкальную школу. Сначала на машине, на «бобике» возил Александр Васильевич Лихоманов, который тогда преподавал физкультуру в нашей школе. Ездила с машинистами электровозов. Специально по запросу министерства путей сообщения останавливали пассажирский поезд в Кабинетном, чтобы я в обед могла уехать. Ездила даже на тракторе «К-700». И здесь я жила какое-то время, у Александра Васильевича, училась и в седьмой школе, и в первой. Тяжело мне это всё давалось. Как я только ни добиралась, но окончила семь лет фортепьянного отделения у Кима Петровича Пересветова. В чулымской музыкальной школе давали очень хорошую базу, особенно по теоретическим дисциплинам. Поэтому я без проблем поступила в музыкальное училище в Барабинске. За четыре года получила специальность дирижёр академического хора.

– Да, путь был непростой, и ваше упорство восхищает. А почему и в какой момент вы выбрали именно фольклорный профиль?

– После училища я поступила в Омский институт искусств, филиал Алтайского государственного университета. И получилось так, что когда приехала, уже закончился набор на академическое хоровое дирижирование, остались места только на фольклорном отделении. Будто судьба меня туда толкнула. Стала я дирижёром народного хора и фольклорного ансамбля. Мне очень понравилась специальность, но не сразу. Могу сказать, что это небо и земля в сравнении с тем, чем я занималась до этого. И опять же мне повезло, что я попала в группу к Ефиму Яковлевичу Аркину. Он занимался именно этнографией. Ведь фольклорное искусство и народное искусство – это совершенно разные вещи. Есть сценическое искусство, называется народное пение. Фольклористы это называют клюквой, потому что разукрашено всё для красоты, для сцены. В том числе манера исполнения окультурена, ближе к академическому направлению. А фольклор в плане этнографии – это подлинность с научной точки зрения. И особая манера исполнения, характерная для каждой деревни, и трансформация песни в разных местностях. Я стала заниматься научной деятельностью. Мою дипломную работу о старожилах села Балман внесли в программу двух курсов в институте искусств.

– Вы начинали трудовую деятельность в Убинском районе, а в Кабинетное вернулись в 1996 году. Благодаря вам в селе появился филиал музыкальной школы, каких нет ни в одном селе. Расскажите, как это было.

– Я уроженка Кабинетного. Опять же Людмила Яковлевна и моя мама добились открытия филиала музыкальной школы в Кабинетном, чтобы я там работала. Сначала открыли отделения классической музыкальной школы: фортепиано и теория. Позже я поняла, что детей одарённых единицы, а хотелось бы массового участия детей. Было открыто общеэстетическое отделение. И постепенно я всё-таки пришла к русским народным традициям, поняв, что именно на их основе можно задействовать большое количество детей, чтобы было общеэстетическое развитие, духовное, нравственное.

– Светлана Ивановна, фольклор – довольно сложное для восприятия искусство, тем более для современного человека. Как вам удаётся это донести до детей, да ещё и их самих вовлечь в творчество?

– В современной России этому придаётся большое значение, чтобы не утрачивать свои корни. Но с детьми поначалу было очень тяжело этим заниматься. И родители, и дети находятся под действием пропаганды эстрадной музыка, отечественной и зарубежной. Но сейчас уже все привыкли. Я столько лет работаю, у нас уже в традицию вошло: старшие учат младших, с малых лет все к этому приобщаются. Я и в общеобразовательной школе преподаю. Кстати, хотелось бы поблагодарить и учителей, и родителей, и директора школы Оксану Анатольевну Шиллинг за тесное сотрудничество и за помощь в образовательном процессе, в том числе и фольклорного отделения музыкальной школы. Нам выделили отдельное помещение в интернате, это полноценная школа, семь классов. У нас занимается семьдесят четыре ребёнка из ста пятидесяти учеников школы. Но фактически занимаются все. Они все у нас поют и пляшут.

– Но у вас есть ещё одно детище – хор ветеранов «Сударыня-барыня». Здесь вы работаете со взрослыми, даже пожилыми, знающими жизнь людьми. Какую задачу вы ставите перед собой?

– Коллектив ветеранов существовал до меня. Когда я бралась за это дело, мне захотелось из них сделать молодых, энергичных людей. В первую очередь, передавая свою энергетику. Мы перестроились на фольклорно-народное направление. Нужно было сменить репертуар, заинтересовать, активизировать. Думаю, это у нас получилось.

– А с кем сложнее работать, с детьми или с ветеранами? И с кем интереснее?

– Наверное, с детьми и сложнее и интереснее. А ветеранов своих я вообще люблю!

– Да так, что даже вдохновились на написание песен для ветеранского хора. Причём вы пишите и слова, и музыку.

– Как говорится, все мы песни перепели, и захотелось чего-то нового, того, чего просит душа – и моя, и их. Своими песнями я нашла отклик в душе моего коллектива. Всем нравится, все поют.

– Признайтесь, у вас никогда не было честолюбивых мыслей продвинуть как-то своё творчество на более широкую аудиторию, обрести популярность?

– Нет, не было. Мне ещё в детстве говорили: твоё место не здесь, нужно ехать в Москву. Но у меня не было такого желания. Мне доставляет удовольствие то, что я делаю. Какого-то публичного признания не ищу, мне это неинтересно.

– Какой результат в работе приносит вам удовлетворение?

– Это концертные номера, от которых и я получаю удовольствие, и зрители, и сами исполнители.

– А почему вы не поёте, ведь у вас прекрасный голос и есть профессиональные навыки?

– Многие об этом спрашивают. Я раньше пела. Но мне более интересно видеть результат своего труда на сцене, чем самой исполнять.

– Ну а дома-то поёте?

– Нет, дома я отдыхаю. У нас очень шумные уроки, учитывая нашу фольклорную специфику. Я всю энергию отдаю на работе. Дома мне нужна тишина. И мужа прошу не играть. Хотя он может играть круглосуточно.

– Ваш супруг, Валерий Иосифович Симкин тоже невероятно одарённый человек. Он музыкант, концертмейстер хора, преподаватель музыкальной школы, да ещё и мастер по изготовлению музыкальных инструментов. Наверное, вас связала музыка?

– Он двадцать лет ходил в моря. Потом приехал домой в отпуск, так здесь и остался. Да, нас объединила работа, музыка. Он тоже стал заниматься фольклором. Начал изготавливать инструменты. Я не знаю, как он это делает – заставляет кусочек древесины издавать нужный ему звук. Наверное, это какой-то дар от природы.

– Сын Роман тоже в своё время занимался фольклором. Сейчас у него другая сфера деятельности?

– Сын окончил новосибирский колледж культуры и искусства как преподаватель фольклора. Потом выучился в педуниверситете на режиссёра народного театра. Сейчас он директор коммерческой фирмы, но он никогда не оставлял занятий фольклора. У него профессиональный коллектив – фольклорная студия «Круглый год». В неё ходят семьями от мала до велика. Так что внучка уже поёт в четыре года, а внук приплясывает, хотя ещё ходить не умеет. Роман проводил семинары для работников культуры по народно-бытовому танцу, помогал проводить фольклорные праздники. И сейчас приезжает в Кабинетное, ведёт уроки.

– Это важно, что такая достойная смена есть. А кто-то ещё из ваших учеников пошёл по вашим стопам?

– Анна Салова пятый год работает преподавателем в нашей школе, окончила колледж. Ксения Серпова окончила НГУ, она этнограф, автор научных работ. Вообще пять человек из колледжа культуры проходили у нас педпрактику, и все на отлично.

– Светлана Ивановна, понятно, что фольклор – это ваша музыка, а из современной, эстрадной музыки хоть что-то вам симпатично?

– Нет, она меня не прельщает никак. Я в ней не вижу ни смысла, ни вокала оригинального. Она не несёт никаких положительных эмоций, для меня во всяком случае. А вот классику слушаю, конечно.

– Как вы думаете, можно воспитать музыкальный вкус у взрослого человека?

– Я думаю, что можно, если сам он будет вовлечен в исполнение.

БЛИЦ

– Вам песня строить и жить помогает?

– Конечно. Поднимает настроение!

– Какая музыка звучит у вас в голове в радостные моменты?

– Какие-то бодрые казачьи песни.

– Какой ваш любимый музыкальный инструмент?

– Раньше было фортепиано. Сейчас ближе гармошка. Очень нравится скрипка в профессиональных руках. Но можно ли сказать, что бывает любимый инструмент? Важно, кто и что на нём исполняет.

Беседовала Майя Демочкина

admin

Recent Posts

На ЖД станции «Чулымская» началось благоустройство пешеходной дорожки для жителей залинии

Прежде чем начать хоть какое-то благоустройство, пришлось вывезти несколько машин мусора.Сейчас дорогу немного подсыпали, на…

17 часов ago

Старты по скандинавской ходьбе прошли на стадионе «Олимп»

За победу боролись жители района старше 50 лет

20 часов ago

Никита Гурин победил на выборах в молодёжный парламент НСО

От Чулымского района было зарегистрировано четыре кандидата

22 часа ago

«Покорил моё сердце». Ученицы лицея рассказали о поездке в Санкт-Петербург на конференцию

«В жюри оказались доброжелательные люди, слушали с интересом. Наш проект очень заинтересовал и впечатлил жюри»

23 часа ago

На соревнованиях Первых в Каргате чулымцы получили призы

В стритболе чемпионами стали «Первые» (школа № 1 г. Чулым)

2 дня ago