Яндекс.Метрика
Актуальное Власть Общество Сельская жизнь

Для жителей Пенька дорога – самая болевая точка

Кратко

Единственный случай, когда в пеньковском бездорожье нашли преимущество, – это проведение здесь гонки для внедорожников. В прошлом году в сельсовете прошли областные соревнования. В сентябре этого года планируются снова. Хоть кому-то эта грязь пришлась по душе.

В самом селе дорога неплохая, а вот до него доехать непросто

Поездка в Пенёк – тот ещё квест. Надо угадать с погодой, чтобы точно добраться до села, да желательно без ущерба транспортному средству. Нам повезло, в минувший понедельник было не жарко, но солнечно. До Куликовки ехали без проблем, если не считать столбы пыли от встречных машин. Потом стало похуже: чем дальше «в лес», тем меньше щебня на дороге, а заросли кустов и травы окружают всё плотнее. Настоящее испытание началось километров за десять до Пенька: грунтовка оказалась расквашенной позавчерашним дождём, лишь посередине дороги одна накатанная колея. Местами машина идет юзом, кое-где скребёт днище. Но в целом проехать можно. Пойди в этот день дождь, пришлось бы нам долго ждать, пока дорога подсохнет… Дорога – самая болевая точка для местных жителей. О ней нам говорил каждый, с кем нам удалось пообщаться.

В сельской администрации, где расположены также почтовое отделение и ФАП, оживление. Кто-то идёт за справкой, кто-то – оплатить коммунальные услуги. Люди постарше (а их здесь абсолютное большинство) ждут выплату пенсии. «Сегодня почта, народ движется. А бывает, идёшь и никого не встретишь», – объясняют жители.

Не добраться

– Напишите про нашу дорогу, – обращается к нам Любовь Хаданович (на фото). – Дорога плохая, автобус ходит нерегулярно. Детям ни приехать, ни уехать…
Как выяснилось из разговора, у Любови Ивановны трое детей: один живёт в Новосибирске, другой – в Ужанихе, а третий сейчас на СВО по мобилизации.

– Недавно сын приезжал в отпуск, нанимал машину за пять тысяч, чтобы из Чулыма домой доехать. И потом не знал, как обратно выбраться. А отпуск всего-то две недели… Я сама инвалид по слуху, мне нужно аппарат менять, а я не могу доехать.

Жители объяснили нам, что по расписанию автобус должен ходить три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. А раньше ходил ещё и в воскресенье, чтобы дети с выходных могли уехать. «На самом же деле автобус приходит раз в неделю, раз в месяц, а то и раз в два месяца. То дорога плохая, то водителя нет. В общем, за три месяца он был у нас шесть-семь раз, не больше», – ведут невесёлый подсчёт пеньковцы.
Если случается вызывать «скорую», нет гарантий, что она успеет помочь человеку.
– Бывает, два часа едет, а бывает, и совсем не дойдёт, – говорит глава поселения Юрий Гурганов. – Иногда я выезжаю навстречу, если, конечно, сам доеду. Колёса забиваются, даже на «Ниве» не проедешь. Недавно пятнадцать километров ехал четыре часа. Разорвало мост. Поймал связь, вызвал помощь. Тащил УАЗик, но тоже не смог. Вызвали трактор, он вытянул…

Кадров нет

По словам Юрия Гурганова (на фото), по прописке в селе числится 174 человека, по факту же проживает лишь 93.
– В основном пенсионеры, молодёжи нет, – констатирует Юрий Иванович. – Всё потому, что нет дороги. Была бы дорога, в три раза больше жило бы, это сто процентов. Многие бы дачи здесь сделали. Местные бы вернулись. А так работать некому, специалистов нет.
Даже в сельской администрации трудится всего два человека: глава и бухгалтер Наталья Тычкина. Нужен ещё специалист, но взять его негде. Юрий Иванович готов принять сотрудника даже на удалёнку. Сложной инфраструктуры в селе нет – ни водопровода, ни центрального отопления. Но работы у главы предостаточно: и с документами, и с населением, и по благоустройству. Например, есть трактор, но нет ставки тракториста. Так что днём Юрий Гурганов работает в кабинете или ездит в райцентр, а вечером чинит советовскую машину или трактор. Как в таких условиях удается поддерживать село в нормальном состоянии, скашивать траву, содержать дороги? Видимо, на энтузиазме. Тем более что поселение очень разбросано по территории, пространства большие.
Ещё одна проблема в селе – нестабильная связь. «Теле-2» и «Ростелеком» вроде бы работают, но как света нет, то и связь пропадает. Отключения света, говорят местные жители, бывают часто, но даже сообщить о них энергетикам проблематично – связи-то тоже нет.

Была бы дорога…

Сейчас на Куликовской трассе начинаются ремонтные работы. Обещают отсыпать 10 километров. Это, конечно, хорошо, но коренным образом ситуацию не поменяет. «Раньше у нас щебня было – до Куликовки хватило бы засыпать. Но всё вывезли – в других местах засыпали», – сокрушается Юрий Гурганов, вспоминая времена, кода деревню начали беспощадно грабить. Тогда был закрыт лесхоз, на котором держалось село, была разобрана железнодорожная ветка, по которой возили не только лес, но и пассажиров. Юрий Иванович сам работал машинистом на ветке, помнит, как всё начало рушиться. Сейчас о восстановлении былой инфраструктуры уже никто не мечтает – сделать бы дорогу. «Дорогу довели до такого состояния. Грейдируют плохо. Растительность не спиливают. Зимой, когда снег чистят, часть покрытия сгребают. Полотно становится ниже, расплывается», – говорит Юрий Гурганов.
– Была бы дорога, всё было бы иначе, – размышляет глава сельсовета. – Многие уезжают только из-за этого. Заготовкой древесины бы занимались. А так у нас только зимой можно вывезти, но зимой цена на нее ниже. До дров добраться сложно – топко. Людей мало ездит, поэтому бобры развелись, болота затапливают. Лес начинает вымокать. Можно торф добывать. Скотину разводить. Можно туризм развивать. Охотники бы ездили. Но у нас путёвка в частном охотхозяйстве стоит от пятнадцати тысяч, это очень дорого. В госфонде за такую же платят шестьсот рублей.
Единственный случай, когда в пеньковском бездорожье нашли преимущество, – это проведение здесь гонки для внедорожников. В прошлом году в сельсовете прошли областные соревнования. В сентябре этого года планируются снова. Хоть кому-то эта грязь пришлась по душе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы