Актуальное Общество

А спала дочка в чемодане… История экспонатов отдела краеведения чулымской библиотеки

«За клубникой… Ведер не хватало, в деревянном чемодане повезут домой». Фото из семейного альбома С. И. Гришановой (Страховой), выпускницы школы № 7, профессора МГУ, Москва, источник — группа «Чулымцы», «Одноклассники»

Фанерный чемодан, с которым муж вернулся с фронта, служил вместо люльки. Кроме любви, ничего в доме не было.

Светлана Алексиевич, «У войны не женское лицо»

Лето — лучшее время для путешествий. О тех, кто собирается в путь, принято говорить: «у него чемоданное настроение». Дорожный чемодан  верный спутник путешественников. Современные чемоданы легкие, мобильные, удобные. Этого не скажешь об их предшественниках. В музее Чулымской центральной библиотеки всевозможных чемоданов и чемоданчиков большое количество. В июле экспозиция пополнилась самым старинным экземпляром — фанерным чемоданом с ременной кожаной ручкой, запирающимся на навесной замочек.

Обратимся к истории чемоданов. В 30-х годах ХIХ века доминирующим видом транспорта в России стали поезда. В связи с этим появилась потребность в более компактном и практичном приспособлении для хранения и перевозки вещей. В быт вошел чемодан. Первые чемоданы изготовляли из картона. Это были объемные модели с выпуклой крышкой, которые закрывались на ремни  застежки, пришитые поперек корпуса.

Изобретателем же современного прямоугольного чемодана считают француза Луи Виттона, который заменил сводчатую крышу дорожного сундука на более удобную — плоскую, обил её водонепроницаемым холстом и добавил специальные отделения для вееров, перчаток и других аксессуаров. Благодаря французскому мастеру уже в середине XIX века появилась возможность складировать багаж один на другой, не опасаясь за судьбу хрупких предметов, вещи перестали мяться при перевозке.

Более демократические слои населения пользовались чемоданами из фанеры. Они были недороги, в качестве фурнитуры использовались уголки, замки, петли и ручки из металла.

Во времена СССР чемоданы выглядели не так, как сейчас. Застежки отличались от современных. Обычно их роль выполняли защелки, расположенные сверху, а в дополнение к ним поперек корпуса могли быть прикреплены ремни с застежками. Внутри чемодан был оклеен либо бумагой специальных сортов, либо преимущественно гладкоокрашенной шелковой или хлопчатобумажной тканью. В больших чемоданах имелись внутренние затяжные ремни из тесьмы или кожи, иногда вкладные лотки, обтянутые тканью, или перегородки и отделения. Именно такие чемоданы и представляют основу коллекции библиотечного музея.

Что касается нового экспоната — это как раз довоенный экземпляр. Никаких уголков, никаких блестящих замков, только прибитая гвоздиками ручка и металлическая петелька под замок. Снаружи фанера покрашена краской в один слой, изнутри — только фанера. Даже без вещей чемодан довольно тяжелый.

Принадлежал ранее жительнице нашего района, у которой в течение нескольких десятилетий стоял под железной кроватью в качестве коробки для вещей. После смерти хозяйки был выдворен в сарай. О «юных годах» чемодана уже никто не расскажет: как и зачем был приобретен, куда совершал путешествия вместе с хозяевами. Известно, что сфера применения таких чемоданов была достаточно широка. В книге «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич чемодан служил колыбелью для младенца. Жители Чулымского района описывали пример использования фанерного чемодана для транспортировки клубники и рямских ягод — брусники и клюквы. Кстати, на фотографиях из семейного архива Светланы Гришановой (Страховой) без труда можно узнать чемодан — точь-в-точь как наш, из музея.

Приглашаем познакомиться с новым экспонатом!

Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять
Политика конфиденциальности